Для начала поставим диагноз — какой Новый год требуется вашей организации? Обычно, в самом первом разговоре мы обсуждаем с клиентом несколько простых альтернатив. От того, что он выберет, зависит направление дальнейшей работы.
1. Официоз или непринужденная обстановка? Чинное торжество подойдет тем компаниям, которые с помощью Нового года стремятся продемонстрировать свое финансовое благополучие, солидность и надежность. На такие праздники приглашают партнеров, VIP-клиентов и чиновников. Теплый праздник в непринужденной обстановке, наоборот, предполагает участие только «своих». Подобное мероприятие показано той организации, которая во главу угла ставит сплочение коллектива, развитие горизонтальных связей и лояльность к руководству.
2. С семьей или без семьи? У Нового года с родственниками есть свои плюсы. Во-первых, у жен, мужей и детей появится возможность посмотреть, где работает их супруг и родитель. В дальнейшем они могут стать бескорыстными распространителями позитивной информации о вашей компании. Например, воронежский пивзавод уже несколько раз проводил семейный Новый год на своей территории. В программу праздника, кроме традиционных развлечений, входила экскурсия по производству. Естественно, иноземная техника производит впечатление на родственников сотрудников. В сердцах загорается гордость, которую они легко и непринужденно транслируют в массы потребителей. Во-вторых, семьи сотрудников начинают чувствовать свою сопричастность к работе родного человека и легче переносят его внеурочную занятость. Но у такого Нового года есть довольно серьезный минус — в ходе мероприятия сотрудник разрывается между семьей и коллективом. Он вынужден подстраиваться под настроение жены, шутить с сослуживцами, поднимать тосты за начальство. Словом, быть одновременно мужем, подчиненным, начальником и коллегой. Мало кто чувствует себя в такой ситуации комфортно. По моему опыту, Новый год без родственников всегда проходит лучше, чем с ними.
3. Оригинальность или традиционность? Вы готовы на эксперименты? Скорее — да, если в вашем штате в основном люди до 35 — 40 лет. Скорее — нет, если половине сотрудников за 50. Люди старшего поколения вряд ли примут праздничные инновации. Зато для молодых сотрудников новые ощущения — едва ли не главное условие хорошего праздника.
АНАТОМИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
Итак, мы определились с базовыми характеристиками вашего Нового года. Перейдем к частностям. Любой корпоративный праздник можно разбить как минимум на 5 составляющих. Загибаем пальцы: первое — организаторы, второе — место, третье — форма, четвертое — шоу-программа, пятое — ведущие. В случае с Новым годом добавляется Дед Мороз и Снегурочка. Впрочем, есть еще праздничный стол. Но это тема для другого мастер-класса. Итак…
Организаторы
Первый вопрос, который задает себе руководитель организации или человек, ответственный за новогоднее развлечение: кто? Кто те опытные, талантливые и недорогие люди, которые возьмут на себя бремя подготовки к празднику? Вариантов, как всегда, три: сделать все самостоятельно, пригласить фирму, специализирующуюся на корпоративных мероприятиях, или подключить «свободного художника». Если в вашей организации всего 20 — 30 человек, то приглашать кого-то со стороны необязательно. Даже неопытный организатор-сотрудник вполне может провести небольшое торжество. Но если речь идет о большой компании, то рисковать не стоит.
Рекомендации
Лучше всего пригласить фирму, в портфеле которой есть разработка и проведение именно корпоративных праздников. Такой подрядчик может взять на себя всю подготовку: от диагностики и разработки сценария до репетиции самодеятельных номеров с сотрудниками. На этом пути легко совершить типичную ошибку: позвать в организаторы «свадебщиков», то есть специалистов по проведению свадеб. В этом случае торжественный банкет будет отдавать разухабистым застольем, а Дед Мороз напоминать опытного тамаду. Мне приходилось несколько раз наблюдать подобный мезальянс. Скажем прямо — на любителя.
Более рискованный путь — привлечь «свободного художника». Как правило, это человек, который может провести мероприятие, пригласить знакомых артистов и придумать конкурсную программу. Однако в канун Нового года все более или менее профессиональные фрилансеры мечутся сразу между парой десятков мероприятий. Не стоит рассчитывать, что такой организатор выложится именно на вашем празднике. Одним словом, если вы готовы взять на себя 90% всей организационной работы — приглашайте «свободного художника», если нет — работайте с фирмой.
Место проведения
Несколько лет подряд наблюдается острый дефицит мест для празднования Нового года. Уже за месяц снять приличное кафе нереально. Тем более, если вы рассчитываете, что в праздновании примут участие более 100 человек.
1. Перенесите празднование на первую неделю января. Я знаю несколько воронежских фирм, которые сделали такое «корпоративное постновогодье» своей традицией. Плюсы очевидны: выбор кафе раз в десять шире, цены вдвое ниже.
2. Подберите нестандартное место для празднования. Оригинальная, необычная обстановка может превратить встречу Нового года в настоящее приключение. Например, торжество в спорткомплексе «Юбилейный». Новый год на коньках запомнится людям на всю жизнь. При этом ничто не мешает тут же накрыть столы, поставить елку и организовать танцпол. Устал кататься — переобулся и пошел танцевать. Есть и другие варианты: спортзал, торговый комплекс, аквацентр, горнолыжный спуск, отапливаемая турбаза, заводской цех и т.д. Главное — не бояться экспериментировать.